Законопроект «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере» обсудили на форуме Общественной палаты (ОП) РФ «Сообщество», который проходит 21–22 июня в Архангельске.
Региональные органы власти, социально ориентированные некоммерческие организации (СО НКО) и бюджетные учреждения пока не в полной мере владеют пониманием ожидаемых стратегических изменений и не готовы к ним. В рамках площадки форума «Государственный (муниципальный) социальный заказ: новые механизмы в развитии некоммерческого сектора» участники обсудили перспективы внедрения государственного (муниципального) социального заказа.
Начальник отдела методологии контрактных отношений и закупок Департамента правового регулирования бюджетных отношений Минфина РФ Анастасия Маркитантова рассказала собравшимся о вышеупомянутом законопроекте.
По ее словам, уже принятый Госдумой РФ в первом чтении документ позволит решить ряд проблем, с которыми сталкиваются СО НКО при оказании госуслуг. Эксперт также напомнила, что Президент РФ Владимир Путин неоднократно ставил задачу, в том числе в обращении к Федеральному Собранию РФ в 2018 году, обеспечить доступ негосударственных организаций к оказанию государственных услуг.
Как рассказала Маркитантова, законопроект предполагает несколько новаций.
Во-первых, это введение понятия «государственный (муниципальный) социальный заказ» (объем и качество гарантированных государством бесплатных для граждан услуг в социальной сфере). Во-вторых, обязанность органов исполнительной власти — ежегодно определять объем государственного (муниципального) социального заказа по конкретным услугам и способ его исполнения. В-третьих, документ гарантирует условия для равного доступа государственных и негосударственных организаций к исполнению госсоцзаказа. В-четвертых, законопроектом определяются обязательства и ответственность органов исполнительной власти и исполнителей услуг.
«В перечне сфер, в рамках которых будут предоставляться услуги, — образование, здравоохранение (за исключением ОМС), социальная защита и занятость населения, физическая культура и спорт, туризм», — уточнила представитель Минфина.
Законопроектом также устанавливается, что объем субсидии, предоставляемой негосударственной организации, определяется в соответствии с нормативными затратами, которые не могут быть ниже нормативных затрат на оказание такой услуги в соответствии с государственным (муниципальным) заказом. Это поможет решить проблему неравных условий оплаты для государственных учреждений и негосударственных организаций, отметила Маркитантова.
«Кроме того, документ поможет решить проблему отсутствия возможности совместного оказания одной услуги несколькими НКО, а также комплексных услуг», — добавила она.
В заключение, Маритантова выразила надежду, что в осеннюю сессию Госдума РФ примет законопроект во втором чтении. По ее словам, документ уже прошел обсуждение в комитете по внесению поправок к следующему чтению.